Древние индейцы разбирались в акустике лучше современных инженеров
Храмы древних индейцев майя всегда поражали современных ученых. У них есть одна интересная архитектурная особенность. Находясь внутри храма, можно было произнести слово вполголоса, и звук многократно усиливался. И кроме того, практически невозможно определить, где именно находится оратор.Храмы древних индейцев майя всегда поражали современных ученых. У них есть одна интересная архитектурная особенность. Находясь внутри храма, можно было произнести слово вполголоса, и звук многократно усиливался. И кроме того, практически невозможно определить, где именно находится оратор.
— Задолго до появления современных акустических средств первые обитатели Южной Америки строили здания такой конфигурации, которая превращала их в гигантские усилители звука, — объясняет исследователь, археолог Франсиска Салакетт из Национального автономного университета Мексики.
Она и ее коллеги впервые обнаружили, а затем и изучили этот акустический эффект в храмах Паленке, построенных около 600 года нашей эры, сообщает compulenta. До того, как применить свои знания инженерии при строительстве храмов, майя «потренировались» на создании музыкальных инструментов. Некоторые из них были найдены как раз в Паленке на территории современного штата Чьяпас. Их производили из дерева и камня, черепов и рогов животных. Археологи находили свистки из ракушек и более сложные духовые инструменты.
Жрецы и музыканты использовали их на специальных церемониях при большом скоплении народа, славя божеств и военные победы. При этом, для достижения большей слышимости, ораторы и исполнители располагались на крышах храмов, и тогда их музыка или речи были прекрасно слышны на всех окрестных площадях. Кроме того, при исследовании строений археологи обнаружили так называемые акустические комнаты, которые позволяли священникам и исполнителям транслировать свои обращения и песнопения на всю площадь.
— А позже они стали сами здания превращать в усилители, — предполагает Салакетт. — Возможно, майя акустику специально улучшали с помощью штукатурки.
Измерения показали, что она, действительно, меняла показатели поглощения и отражения звука. Компьютерное моделирование свидетельствует о том, что звуки, издаваемые на вершине храма Северной группы, были отчетливо слышны в ста метрах.
По сведениям археологов, майя были не единственными, кто использовал архитектуру для управления звуком. В перуанских Андах индейцы использовали каменистые лабиринты не только для усиления звука, но и для дезориентации человека.
Так, под 3000-летним церемониальным центром Чавин-де-Уантар, построенный еще до инков, был найден комплекс подземных помещений и извилистых коридоров примерно в полтора километра длиной, связанных воздуховодами. При раскопках так называемой Галереи Лабиринтов исследователи заметили, что сами галереи играли акустические фокусы с человеческим голосом и звуками.
— Здесь если вы заходите в Галерею и слышите звук, то он меняется по мере того, как вы идете по подземелью, — рассказывает археолог Джон Рик. — Иной раз кажется, что эхо идет со всех сторон сразу.
Kr.ua