Путешествие к Кайласу — самой загадочной в мире вершине
Множество легенд окутывают загадочную вершину. Своими впечатлениями делится руководитель Вертикаль-Тура и ЭЦ Вертикаль Сергей Ковалев.
Множество легенд окутывают загадочную вершину. Своими впечатлениями делится руководитель Вертикаль-Тура и ЭЦ Вертикаль Сергей Ковалев.
Правду ли говорят легенды? Действительно ли совершившие кору сбрасывают кармический груз прошлого, а перешедший перевал Долма-Ла начинает жизнь с чистого листа? Растворяет ли озеро с мертвой водой все отжившее и устаревшее в душе и теле, и правда ли, что из озера с живой водой выходишь обновленным, словно заново рожденным? Эти и множество других вопросов ожидали ответа, а мы ожидали возвращения экспедиции.
А поскольку нам не терпелось получить ответы на вопросы, встретили его, как в анекдоте: вышли сала, здравствуй, мама!
— Ну? Шамбалу нашли? и, вспомнив о правилах вежливости, поспешно добавляю. То есть, с приездом, конечно! Технические подробности путешествия потом, начнем с главного. Легенды правду говорят о просветлении и очищении?
— И снова здравствуйте. О просветлении так просто не ответишь. Следует учесть, что я вообще человек скептический, это раз, и не любитель активно обсуждать вопросы духовности два. Скажем так, люди под большим впечатлением. А я… Я тоже, по-своему.
— Но все же, отличалось ли это путешествие от прочих? Как насчет действия энергий, открытия внутренних ресурсов, помощи Шамбалы, в конце концов?
— Начнем с того, что энергии в горах вообще перекручены. Любой подъем это изменение энергетики, выход в другие энергии. Кору мы обошли, почти все своими ногами. Некоторым понадобились лошади. 5600 это 5600, несмотря на уверенность большинства участников, что внутренняя энергия будет подпитывать. Да что там, даже меня почти убедили, что космос нам поможет , улыбается Сергей. Но оказалось, от горняшки не спасают даже космос и духовные практики. А поскольку группа не спортивная, а скорее эзотерически настроенная, то горная болезнь была жесткая. В этом смысле нам повезло, что в составе команды было два врача.
— Неужели настрой на духовный поиск не придал сил искателям?
— Почему же, напротив. Группа была серьезно мотивирована, у каждого имелась своя внутренняя цель. Именно поэтому справились очень достойно. А для достижения этих личных внутренних целей нас объединяла общая внешняя сделать кору. В горах работает закономерность, как показал наш опыт, она работе даже на Кайласе чем больше человек бывает на высоте, тем ему это легче. Тибет в этом смысле требует закалки. Сразу попадаешь на 4000 тыс. Жизнь существует в диапазоне от 4 до 5 тыс., а на перевале все 5600. Поэтому у многих болела голова, и очень болела, было плохо. Но, тем не менее, все очень и очень хорошо справились.
— То есть рассчитывать на легкую прогулку не приходится?
— путешествие тяжелое, это надо сразу учитывать. Тибет это большие расстояния, плохие дороги и передвижения на джипах. 4 дня надо ехать под гору, 4 дня от горы. При этом проживание в жестких по крайней мере, для не привыкших к этому условиях. Горные приюты без горячей воды, холодная близка к температуре льда, и вообще глубокая осень. Народ с честью все преодолел.
— Ваша кора была в стандартном направлении?
— Да. Вообще все ходят по часовой стрелке, а в религии бон обход совершают против часовой. Ни одного представителя бон мы не встретили.
— Вы собирались обойти и внутреннюю кору.
— Собирались. По буддистским понятиям после 13 больших делают малую кору. Но нам же закон не писан, мы хотели ее идти. Кстати, оказалось, что внутренняя кора это вовсе не подняться повыше и обойти ближе к вершине, как многие первоначально думали. Это обход вокруг горы Нанду, которая вплотную подходит к южной стене Кайласа.
Гид сказал: запретить я вам не могу, но не рекомендую, поскольку никто не знает, что с вами произойдет.
Путники могут рассказать, как иногда встречный садху настоятельно советовал им определенную дорогу и предупреждал об опасности другого направления. Сам садху не был дальше, но ему было заповедано не направлять путников. Садху знает о заповедной местности и умеет хранить тайну. (Агни-Йога, «Братство», книга 2)
Считается, что внешняя кора, совершенная 13 раз, создает достаточную адаптацию к такому воздействию. А для неподготовленного в первую очередь духовно человека последствия, как говорят, могут быть непредсказуемы. Внутренняя кора очень маленькая, 12 км, казалось бы, разговору больше.
Но мы не пошли. Что-то на нас подействовало.
— Прониклись?
— Наверное. Прошли немного в ту сторону, погода начала стремительно портиться и… И как-то не по себе стало.
Непогода закрутилась…
Когда мы повернули обратно, небо буквально на глазах стало проясняться. Хотя мне жаль, конечно. Это как раз одно из самых интересных мест, там знаменитые 14 ступ как говорят, с информационными кристаллами с откровениями Учителей. Сакральное место. Но не судьба в этом раз.
Люди могут улыбаться, предполагая, что посланные экспедиции рано или поздно проникнут во все ущелья. Но не забудем, что для преображения местности сила мысли отведет любой караван. (Н.К.Рерих «Шамбала сияющая»)
Хотя лично у меня было ощущение, что я это делаю просто из уважения к буддизму и к нашему конкретно гиду по имени Мигмар. Очень симпатичный парень, любящий свой народ, свою религию, Тибет. Мне казалось, что если я вопреки его предостережениям пойду, это будет равносильно тому, чтобы во время службы на лошади в церковь заехать.
— Похоже, даже скептиков зацепило. А на физическом уровне какие-то аномалии происходили?
— Скептиков в моем лице особенно удивил тот факт, что после всех странствий у всех нас часы ушли на 20 минут вперед. Заметили мы это лишь через пару дней, когда доехали до цивилизации. Насчет батарей об этом часто говорят с придыханием здесь я не стал бы приплетать мистику. Например, в камере батареи разрядились, в фотоаппарате нет, так что это все бытовое. Фотографии, кстати, у нас все получились, такого, чтобы какие-то виды принципиально не снимались, типа это нельзя, не было замечено.
— О процессе обхода немного можно?
— Нам повезло. Это ведь была уже поздняя осень, завершение сезона. Но мы в гармонии с миром, потому что погода все путешествие была идеальная, безоблачная, горы как на ладони. В туманы и облачность там, конечно, не особо интересно, думаю. Проехал в тучах, помучился с головной болью, чего ездил не понятно. Это, к счастью, не наш вариант.
Поскольку сезон заканчивался, мы не встретили на коре ни одного европейца, ходили только местные. Честно говоря, была у меня такая скептическая мысль, что это все байки для туристов. Нет, для тибетцев кора это действительно важно. А кто в Дарчене или еще где-то поблизости живут, совершают обход регулярно. Мы шли два дня, они идут за день. Для них это вроде того, как у нас кто-то регулярно в воскресенье в церковь ходит. С утра вышли, вечером вернулись. Весело, без напряга. У них есть цель, что они должны 108 раз обойти Кайлас.
Долгая дорогая вокруг Кайласа
— Вы встретили кого-нибудь, кто это сделал?
— Нет. Я так понимаю, эти люди уже где-то в другом месте, или выглядят по-другому, или занимаются другими делами. У нашего проводника с нами был 69 раз, и он твердо намерен сходить 108 раз.
Кора для тибетцев священна
— На коре есть монастыри?
— Там два монастыря, по разные стороны. При них что-то вроде горных приютов. Мы останавливались, ночевали в них. Монастыри красивые, монахи доброжелательные. Можно войти, посмотреть, присоединиться к медитации. Наши ребята не упустили такого случая.
— А как насчет очищения и обновления в озерах живой и мертвой воды?
— Мы искупались, конечно. Красивые озера, вода чистая и не очень холодная.
— В Манасароваре вода правда голубая-голубая?
— На самом деле во всех горных озерах она очень голубая. Это физика процесса. Во-первых, небо в горах другого цвета. Слой атмосферы ниже и чистый очень. Ну и вода очень чистая и пресная, солей там практически нет. Так что такой цвет воды характерен для горных озер.
— То есть не уникально? не могу скрыть разочарование.
— Уникально, конечно, успокаивает очевидец. Как минимум тем, что оно огромное. Таких больших озер в горах мало. Манасаровар даже не самое большое, кстати. У них есть еще большее, мы мимо него проезжали. К тому же это одно из самых высоких озер мира. Ну и гора отражается в озере. Красиво очень.
— Многие совершают кору и вокруг озера. А вы?
— Там 112 км, это много, еще дня три идти надо. Не обходили, но были с разных сторон. Сначала подошли к озеру со стороны монастыря Чиу Гомпа. Искупались. На обратном пути с другой стороны купались.
— А озеро с мертвой водой, Ракшас-Тал оно какое? По нему видно, что в нем вода мертвая?
— Честно? Я бы вообще не сказал, что они как-то отличаются. Тибетцы, кстати, не купаются ни там, ни там, рыбы не ловят ни там, ни там. Я не заметил глобальной разницы.
— А мне казалось, оно даже по виду будет черное и зловещее…
— Я тоже так ожидал что одно будет мрачное и темное, второе светлое и радостное. Но температура одинакова, вода по ощущениям такая же. Мне кажется, это вообще наша уже подоплека про живую-мертвую воду.
— О перевале Долма-Ла что скажешь?
— У меня не осталось впечатления, что после него началась новая жизнь. Но тут еще дело в том, что у меня были другие заботы: чтобы все прошли, чтобы те, кто себя хуже чувствовал, поднялись хорошо. И не забываем, конечно, что я скептик :). Поэтому особых изменений в себе не заметил. Но будем надеяться, что старые грехи остались позади, и можно спокойно новыми заняться, особо не беспокоясь, что чаша переполнится по крайней мере, в этой жизни.
А так перевал как перевал. Весь завешан флажками, ленточками, заставлен ступками. Обычный, 5 600. Вид с него, кстати, не самый красивый. Но если не обращать внимания на мой скепсис, то хочу заметить, что все были настроены хорошо, прочувствованно, медитировали, открывали в себе внутренние богатства, знакомились со своими личными безднами и находили небеса за небесами.
Откровения и видения у каждого были свои, внутренние процессы тоже шли полным ходом. Это можно, конечно, при желании объяснить горной болезнью. А можно… чем-то другим. Специально это другое мы не стали обсуждать. Это личное, интимное, оно внутри должно быть. А что касается меня… Трудно без специальных приборов не знаю, правда, какие тут подошли бы, определить в себе изменения. Посмотрим.
— Твое мнение о возможной рукотворной природе Кайласа?
— Как по мне гора как гора. Я не увидел того, что позволило бы ее считать рукотворным объектом. Думаю, причина того, что она стала центром всех этих легенд и историй, не столько ее происхождение, сколько расположение. Потому что найти гору выше 6 тыс. м, отдельно стоящую, интересной формы, да еще и такую, чтобы ее можно было обойти очень сложно. Попробуйте Эверест обойти вокруг ага, сейчас… Перевалы, льды, трещины. А здесь практически дорога.
Любая религия нуждается в объекте, которому бы все поклонялись. У христиан поклонение Гробу Господню, у мусульман хадж. Кайлас идеально подходит для того, чтобы быть таким объектом. Хотя Мулдашев проводил связи с пирамидами, систему улавливал в его строении. Как на самом деле все обстоит естественно, с уверенностью сказать нельзя.
— И личный вопрос, если можно. Ты изначально был таким, хм… скептически настроенным, или это результат того, что слишком много видел?
— Просто когда люди много говорят о духовности и высоких материях, или вообще об этом говорят, мне в этом что-то не очень правильное видится. Я не ожидал меньшего, но и не получил большего, чем ожидал. Это было именно так, как я себе представлял. Только красивее
— Тур к Кайласу станет регулярным?
— Да, скорее всего. Это интересно, это здорово, необычно. И даже сейчас не все желающие смогли поехать. Так что будем предлагать такую поездку еще.
— Что следует учесть, если человек прочел и понял: хочу?
— На сайте Вертикаль-Тур все написано. Обычный горный поход обычное снаряжение, обычные одежда и обувь для такой высоты. Но главное верить, что это тебе надо и ты здесь, потому что сам этого хотел. Конечно, если думать, что ты попал , ничего хорошего не будет. Это не отдых, не легкая прогулка. Будет тяжело, даже для подготовленных. Но никто не будет разочарован. Даже если все произойдет не совсем так, как ожидали. Место действительно уникальное. И это один из интересных уголков планеты, который более-менее доступен и при этом не сильно подвергся изменениям цивилизации. Сейчас там все возрождается, отстраивается. Китайцы интересуются тибетской культурой. И тибетцы, по-моему, стали думать так: понятно, что китайцы не уйдут отсюда, но может быть, они станут буддистами? И баланс жизни восстановится.
gigamir.net